НП Всероссийский научно-исследовательский центр традиционной народной медицины 'ЭНИОМ'НП Всероссийский научно-исследовательский центр традиционной народной медицины 'ЭНИОМ'

Форум
Карта сайта ВНИЦТНМ 'ЭНИОМ'

Новости Центра



 ВНИЦТНМ 'ЭНИОМ'

Дегтярева Т.А.

Великанова Н.В.

 Алексанян-Бабаханова Л.И.

 Карта сайта ВНИЦТНМ 'ЭНИОМ'

адрес: 107076, г. Москва,
ул. Краснобогатырская, д. 72
тeл.: (495) 963-9242,
963-9194
e-mail: eniom@inbox.ru
наши www.eniom.ru,
сайты: эниом.рф


Твиттер ФейсБук YouTube Живой Журнал В контакте Инстаграм

Всероссийский
научно-
исследовательский
центр традиционной
народной медицины
'ЭНИОМ'
Я.Г. Гальперина

История народной медицины

1. Зарождение народной медицины в первобытном обществе.

Народная медицина - понятие очень широкое и исторически древнее, включающее в себя средства и методы народного целительства, выработанные на основе практического опыта человечества, в течение всей истории его существования.

Истоки народной медицины теряются в глубине веков, возникла она с появлением человека на земле. Первобытный человек искал в окружающих предметах то, что могло связать его с природой, сделать ее частицей. Люди брали от природы то, что казалось им подходящим, и наудачу экспериментировали над своим организмом, делая первые целительские открытия. Не последнюю роль играл здесь, как и во многих открытиях, счастливый случай. Древний человек, оказавший помощь своему соплеменнику даже не догадывался о том, что стал прародителем зарождавшейся области знаний, которую впоследствии назовут медициной. Первобытные люди, собирая, для употребления в пищу, корни и травы, наблюдая за животными, питающимися растениями, обнаруживали, что некоторые травы, растущие в местах их обитания, являются средством против многочисленных болезней, подстерегавших их на каждом шагу.

Из поколения в поколение они накапливали и передавали знания о растениях, о том, какие из них можно употреблять в пищу, какие нет; какие можно применять для лечения, какие не следует и какими целебными свойствами растения обладают. Приготовление самого первого настоя или отвара также могло произойти совершенно случайно, при попадании травинок, занесенных ветром, в сосуд с водой или в кипяток. Так, в древности, было положено начало применению растений с лечебной целью. Опытным же путем к растительным средствам добавлялись лечебные средства животного происхождения (например, такие как шкуры животных, желчь, печень, жир, мозг, костная мука и т. д.). И поступки животных, имеющие целебный характер, не оставались без подражания. Так некоторые историки утверждают, что процедуры промывания были заимствованы у ибиса, а кровопускания у гиппопотама. Первобытным человеком также были замечены и использованы целебные свойства минеральных средств лечения и профилактики. Среди таких средств можно выделить такой ценный продукт природы, как каменная соль, а также другие минералы, в т.ч. драгоценные.

На заре человечества, врачевание было коллективным занятием всех общинников - поистине народным врачеванием. Травмы, ушибы, вывихи во время охоты, естественно, вынуждали к применению каких-либо лечебных мер. Наши предки умели правильно перевязать рану, остановить кровотечение и предотвратить заражение. Первобытные врачеватели использовали снадобья, изготовляемые из растений, минералов и частей животных; накладывали 'шины' при переломах; вправляли вывихи. Они понимали целебное значение солнечных лучей и воды; знали опьяняющее и наркотическое действие некоторых трав и использовали их для обезболивания. Умели делать кровопускания и трепанацию черепа, применяя инструменты из камня, кости, рыбьей чешуи, колючки и шипы растений. При раскопках одной из пещер во Франции, археологи нашли небольшие камешки, которые люди применяли в лечебных целях. Такими камешками, раскаленными на огне, прижигали раны, обеззараживая их. Современные хирурги, во время операции, прижигают кровеносные сосуды специальным прибором - коагулятором, останавливая кровотечение.

Естественно, не все повреждения лечились с помощью ножа и лекарственных средств. Ручные способы и средства помощи при вывихах, растяжениях, перегрузках положили начало зарождению мануальной терапии. Первоначальные действия руками соединенные с элементами хирургии сопровождались накоплением сведений по анатомии, функции суставов и внутренних органов, физиологии опорно-двигательного аппарата.

Наши предки жили среди растений, были ближе к природе и учились использовать ее целебные дары для своих нужд. Но то же время, бессилие перед природными стихиями, неспособность, в связи с небольшим запасом знаний, объяснить причины возникновения заболеваний порождало у людей фантастические представления об окружающем мире, о магических силах неведомых человеку. В период ранней родовой общины начали зарождаться первые религиозные представления (тотемизм, фетишизм, анимизм, магия), которые отразились и на приемах врачевания.

Тотемизм - вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения, которых считали защитником от бед и болезней. Культ животного - тотема возник, когда благополучие и жизнь стали все более зависимыми от результатов охоты. Названия родов были связаны с названием какого-либо животного или птицы, охота на которых давала пищу племени - род обезьяны, род быка и т. д. И отдельные представители общин связывали свое происхождение с каким-либо животным.

Фетишизм - вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов (так началось изготовление амулетов и талисманов).

Анимизм - вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы. Появились ритуалы, посвященные мертвым, культ предков.

Магия - вера в сверхъестественные способности человека, с помощью которых он может воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы. Одной из многочисленных разновидностей магии была и лечебная магия - исцеление ран и недугов, основанное на культовых ритуалах.

Сначала культовая практика не составляла секрета: простые ритуальные церемонии мог совершать каждый. Со временем круг лиц, посвященных в секреты культовых действий, резко сузился, ритуалы стали совершаться старейшинами рода или избранными общинниками.

Культ предков отразился и на представлениях первобытного человека о причинах заболеваний: возникновение болезни считалось результатом вселения в тело заболевшего человека духа умершего предка. Стремление изгнать дух болезни из тела больного породило такое направление культовой практики как шаманство, в котором ритуальные действия сочетались с применением средств и приемов врачевания. Именно шаманы были хранителями традиционной родовой культуры.

Шаманизм появился задолго до возникновения других религии, точные истоки его не установлены. Название этой формы религии происходит от эвенкийского "саман", что означает возбужденный, исступленный человек.

Возник шаманизм вероятно, еще в каменном веке и сохранился до наших дней у многих народов, менее всего затронутых современной цивилизацией, у которых присутствует родоплеменная структура (в Африке, Австралии, Северной и Восточной Азии, у индейцев Америки). Родиной шаманизма считается Центральная и Северная Азия. В разных районах Сибири археологами найдены наскальные рисунки времен неолита, и более позднего времени. На них необычные изображения людей, замерших в магическом танце и своеобразно одетых. Очевидно, что эти рисунки изображают культовые действия, что говорит о существовании развитых религиозных представлений.

Шаманизм в целом можно назвать особой религиозно-мировоззренческой системой взаимодействия с силами природы, в которой посредником между миром людей и потусторонними силами является шаман, обладающий безграничной силой и властью. Он был одновременно жрецом, врачом и советчиком, духовным пастырем своих соплеменников, отвечал за их благополучие. Шаман с рождения должен иметь особые способности, главная из которых умение входить в транс. По представлению народов, религией которых является шаманизм, духи рода - его покровители, сами выбирали себе хозяина - шамана. Будущему шаману необходимо было обладать силой слова, знать ритуалы, благословения и песнопения, а позднее 'божественную' письменность. Его воспитанием и обучением занимался опытный шаман. После продолжительного обучения, обучаемый должен был отправиться на поклонение к мифическому покровителю всех шаманов.

Самое главное в действиях шамана - это ритуал. Поэтому все шаманы, наряду со сценографическими плясками, использовали различные практики погружения в транс: барабанный бой, песнопение, различные галлюциногенные средства, позволяющие обострить восприятие.

Возникновение шаманской культуры - это естественный этап в становлении религиозных воззрений человека, основные элементы которого анимизм, тотемизм, культовая деятельность и составили собственно основу шаманизма. Главное наследие шаманизма - целительские знания приемы и методы, дошедшие до нас через века.

Врачевание со времен его зарождения отличалось от других видов медицины тем, что сочетало в себе знания о целебных свойствах природных средств и веру в чудодейственные силы.

Древними людьми знания передавались из уст в уста по наследству, накапливались столетиями по крупицам. Эти знания были примитивными, но помогали им выживать в сложных условиях жизни. В те времена каждый случай исцеления был одновременно экспериментом, так как, не имея возможности исследовать используемые растения и приготовляемые из них препараты, врачеватели опирались только на свою интуицию и практический опыт; накопление врачебных знаний и опыта, зарождение народной медицины достигалось методом проб и ошибок.

До возникновения письменности врачебные знания накапливались медленно, и сохранялись в основном в виде преданий, легенд, поговорок. Главными врачами были знахари - жрецы, служители религиозных культов, просто внимательные и любознательные соплеменники. По мере развития общества, совершенствовались и врачебные знания, шло развитие народной медицины.

Экстрасенсы- кто они?

История

Словарь

Правовые вопросы

Причины болезней

Помощь святых

Рецепты

Анекдоты и юмор

Форум


на главную страницу сайта


Наши партнеры

 Интернет-маркет... Российская ассоциация народной медицины (РАНМ) Лига Экстрасенсов Европейский научный центр эниопсихологии
©При использовании любой информации с сайтов eniom.ru и эниом.рф ссылка на указанные ресурсы обязательна

© ВНИЦТНМ 'ЭНИОМ', 2010-2011
© студия 'D&D', создание сайта, 2010-2011

 

экстрасенсы
'ЭНИОМ'

международный регистр экстрасенсов и целителей

обучение (лекции) экстрасенсорике

все о народной медицине

история центра

научная деятельность

публикации

съезды
и конгрессы

фотогалерея

форум

наши контакты